«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Грани полууниверсальной профессии

Российская общественность 27 мая уже в 14-й раз отметила Общероссийский день библиотек. Человек любой профессии убежден, что именно его стезя самая важная и нужная для общества. Не буду оспаривать эту истину, да и зачем?
Долгое время бытовало мнение, что в работе детского библиотекаря ничего сложного нет: выдал книгу и принял. Да, кажется, все элементарно просто, но, когда, блуждая среди стеллажей, читатель в мире книг не может отыскать нужную, на помощь призывает библиотекаря, который с легкостью найдет то, что нужно. Ох и трудно бывает, когда читатель приходит и не знает, что ему хочется, как в сказке, “принеси то, не знаю что”. Но и из этой ситуации всегда есть выход. Библиотекарь как хороший психолог строит диалог с читателем, становясь внимательным и заинтересованным собеседником, что позволяет растерявшемуся читателю выбрать интересную книжку. Он, как истинный педагог, не будет менторским тоном выговаривать читателю за незнание фамилий известных авторов. Когда читатель просит: “Дайте мне Ахмачеву и Пастерчука”, библиотекарь, пряча улыбку, выдает книги А. Ахматовой и Б. Пастернака.


В какой только роли не приходится выступать библиотекарю, прежде чем он выйдет на разговор с читателем, используя разные формы пропаганды и рекламы книги. А это уже режиссура действия. Как при малых затратах суметь создать атмосферу хотя бы сказочного государства и полную иллюзию, что ты в сказочном мире, где играет волшебная музыка, где живут сказочные герои, сделать их образы узнаваемыми? Поэтому библиотекарь выступает в роли сначала сценариста, создавая и сочиняя историю, которая должна быть интересна маленькому читателю, затем в роли режиссера-постановщика, ведь без знания режиссерских приемов не будет зрелища, способного увлечь ребенка. А какой праздник без музыкального сопровождения и красочного оформления? Вот здесь библиотекарь пробует себя в роли музыкального редактора, художника-оформителя и декоратора, обставляя действие вещевыми аксессуарами.
Сочинить историю - это не все, нужно ее и разыграть. И вот библиотекарь перевоплощается в драматического артиста. Он ищет образ, с легкостью или в мучениях накладывает нужный грим, придумывает и шьет костюмы героям, а это уже работа профессионального художника по костюмам.
У многих детских библиотекарей есть свое амплуа. Кому-то удаются характерные роли, например, Мэри Поппинс, кому-то - роль Незнайки, веселого и озорного мальчишки. А старуха Шапокляк с неизменной крыской на плече и черным зонтом в руке всегда вызывает смех у детворы и желание оградить других героев от ее проделок. Дети верят этим героям, которые и нужны для того, чтобы показать, что хорошо, а что плохо, как надо и как не надо себя вести.
Библиотекарь - это еще человек, идущий в ногу со временем. Когда лет шесть назад в детских библиотеках Астраханской области только стали появляться компьютеры, большинство библиотекарей не впали в панику и не брюзжали, зачем нам нужен компьютер. Пошли на курсы и за собственные средства осваивали премудрости этих машин. И сделали это не зря, проявив дальновидность и понимание проблемы. Их знания и умения пригодились, так библиотекари стали и надежными проводниками для читателей в мире Интернета. Таким образом мы заполнили эту нишу в информационном пространстве. В детскую читательскую среду влился новый пользователь, для которого привлекательны новые библиотечные услуги. В библиотеку пришли работать специалисты с техническим образованием, программисты. Они, понимая специфику работы в детской библиотеке, параллельно осваивают и профессию детского библиотекаря, учатся общаться с детьми, создают для них привлекательные мультимедийные продукты.
Чтобы библиотеке жить, выполнять свою просветительскую миссию, быть востребованной, она должна иметь в своих фондах новую современную и качественную детскую литературу. И тогда библиотекари выступают уже как эксперты-профессионалы, сумев из огромного числа печатных изданий выбрать те, что займут достойное место на книжных полках библиотеки, окажутся нужными и интересными для современного читателя.
 Библиотеки участвуют во всех значимых мероприятиях области, в реализации целевых программ, касающихся разных сфер общественной жизни.
Детская библиотека всегда открыта для общества, и потому она рассказывает о своей работе на страницах районных и областных газет. А значит, библиотекарь пробует себя и в профессии журналиста, рассказывая о том, что делает библиотека, какими новыми идеями и планами живет она сегодня.
Вот таковы грани нашей полиуниверсальной профессии, и еще неизвестно, что со временем мы привнесем нового в свою работу. Но нет предела совершенству. Мы развиваем нашу профессию, растем творчески, с каждым днем овладевая новыми знаниями и умениями. А значит, эта профессия - профессия библиотекаря устремлена в будущее.

М. КАБАРУХИНА, зав. научно-методическим отделом Астраханской областной детской библиотек

Комментариев нет:

Отправить комментарий