«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

вторник, 16 марта 2010 г.

А я знаю о профессии своей мамы почти все

Мало на свете строк, посвященных
Им, навигаторам книжных морей.
Я посвящаю лучшие строчки
Библиотекарю - маме моей…
Кристина Уросова
Я думаю, что не каждый из вас знает все «ОТ» и «ДО» о профессиях своих
родителей. А я знаю о профессии своей мамы почти все, и, наверное,
поэтому не рискнула идти по ее стопам. Я решила посвятить себя медицине.
Ведь я не смогу быть одновременно ВСЕМ, как моя мама.

Когда я кому - то из знакомых говорю: «Моя мама - библиотекарь», все
реагируют по-разному. Одни говорят: «Повезло - сидит, наверное, книжечки
почитывает, да выдает». Другие считают одним из «наискучнейшим»
занятием. Третьи - завидуют «ничегонеделанию». А я то понимаю, что это далеко не так.

Я достаточно знаю о профессии библиотекаря, потому как с детства видела,
чем занимается моя мама на работе. Поэтому могу вслух заявить, что профессия
библиотекаря многогранна, хотя кое - что для меня до сих пор остается загадкой.

А теперь, дорогой читатель, я постараюсь изложить на бумаге все свои
мысли, связанные с профессией моей мамы. Ведь столько интересного и
загадочного таит в себе одна из древнейших профессий мира - библиотекарь.

Вместо предисловия

Все, кто приходит в детскую библиотеку села Большая Соснова, обращают
внимание на красивое оформление библиотеки. И я с гордостью могу
сказать - это дело рук моей мамы - Эвелины Юрьевны Уросовой.

Чуть более 10 лет она отдала библиотечному делу. А ведь быть
библиотекарем никогда не хотела. Ее профессиональная деятельность
началась не у книжных полок. До этого увлекалась фотографией и даже
мечтала выучиться на фотографа. Затем получила диплом педагога
дошкольного образования, и даже некоторое время работала в детском саду.
Работала не долго - попала «под сокращение», но почему - то восприняла как
должное и ничуть об этом не жалела.

С чего все началось

К профессии библиотекаря моя мама пришла случайно. В селе Малая
Соснова, где мы раньше жили, библиотека не славилась особой
привлекательностью. Там были темно - зеленые стены и такие же
деревянные стеллажи. Пространства почти не было. Наша семья редко туда
заходила, несмотря на приветливые приглашения библиотекаря.

Моей маме предложила попробовать себя в роли библиотекаря моя первая
учительница Надежда Яковлевна. Она хорошо знала мою маму. И как только
очередной библиотекарь уволился, ее место заняла мама. Хотела поработать
временно, «пока не найдет работу по престижней», да так и работает по сей день.

Так как специального образования у мамы не было, то сначала она работала
«выдавальщиком книг». Дальше началось больше. Оказывается, там еще есть
и «странный непонятный» каталог, и какие то «заумные» документы, и
ищущие своего предназначения книги, и не простые читатели, и
необходимость в создании уюта - все это требовало особого внимания.

Ремонт

Свой первый ремонт в библиотеке мама вспоминает часто. Он длился почти
всю осень. Сначала она связала все книги и сложила в одну огромную кучу.
Закрытые пленкой они пролежали в углу, дожидаясь своей очереди.
Печник, требующий все время «промочить горло» сначала разбирал, потом
долго складывал печку. Натаскал толстую глиняную дорогу, которую после
него мама несколько дней отскребала лопатой и совком.

Мы помогали маме всем семейством. Папа помогал красить потолок и пол,
перетаскивать мебель, расставлять стеллажи. Мы выносили мусор. Клеить
обои помогали односельчане.

И вот уже на выставочных деревянных щитах запестрели яркие названия,
вперемешку с цитатами и рисунками выстроились на показ книжки. На
стеллажах ровными аккуратными рядами в алфавите устроились книги.
В библиотеке стало светло, просторно и уютно. Приходили односельчане,
восхищались, желали процветания.

Началась веселая жизнь

В библиотеку стали чаще ходить люди, сначала посмотреть на результат
ремонта, потом по разным причинам и запросам. Даже те, кто раньше не
посещал библиотеку, стали частыми посетителями.

Однажды мама предложила женщинам организовать женский клуб под
названием «Девичник». Долго не думали. В клуб пришли женщины от 25 до
50 лет, где весело проводили время с пирогами и чаем. Любое заседание
клуба, будь это старинный народный праздник или День рождения писателя,
книги - всегда сопровождалось интеллектуальной викториной, чтением
стихов, исполнением песен, обыгрыванием сцен из произведений. Всю
программу мама готовила сама, учитывая при этом интересы читателей.
Всегда после мероприятия книги с выставки разбирали заседатели «Девичника».

Позднее появился кружок для детей «Почемучка». Мы с братом тоже
являлись членами кружка. Мама проводила обзоры, экологические уроки на
свежем воздухе, конкурсы рисунков, стихов и поделок, тематические уроки,
часы полезного сообщения, читала вслух. Мы, завсегдатаи кружка постоянно
толпились в тесном обществе библиотечной среды. Сплотила нас книга и моя
мама. Мы наперегонки читали книги, с которыми она нас знакомила.
Помню, как мы играли в литературное лото по сказкам А. С. Пушкина,
играли в «Свою игру» по книгам из серии «Почемучкины книжки». Интерес
и азарт заставляли нас читать все больше и больше. В этих стенах я по
настоящему увлеклась книгой, за что очень благодарна моей маме.

Однажды здесь и зародилась традиция рождественских колядок. На лошади в
санной упряжке объезжали жителей села: славили хозяев, домашнюю
живность и получали за это вкусные угощения. Потом все вместе шли в
библиотеку, кипятили чай, зажигали свечи и продолжали вторую часть
нашего мероприятия. Опьяненные свежим воздухом, с приятной усталостью в
ногах сидели за столом, уплетая за обе щеки всю вкуснятину, и слушали
рассказы Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в исполнении
шаловливой Солохи (моей мамы). Следующего Рождества мы ждали с нетерпением,
заранее продумывали костюмы, разучивали новые колядки, стихи, частушки.

Я никогда не забуду эти замечательные времяпрепровождения долгими
зимними вечерами в маленькой деревенской библиотеке. Не забуду все то
самое удивительное и загадочное, что вселилось в мою память надолго
благодаря моей маме - простому сельскому библиотекарю.

Семинары

Иногда мама говорила, что едет в Большую Соснову на семинар. Мы с братом
очень радовались за нее, потому что представляли себе что - то вроде
королевского приема, только с начальниками вместо короля. И всегда ждали,
что с семинара она привезет домой какие - ни будь семена. Ведь мы же не
знали что обозначает это слово. Но ничего другого, кроме огромной
клетчатой сумки с книгами, она не привозила. А когда наступала очередь
следующего семинара, она увозила эти книги обратно и привозила другие.

Все эти тяжести она возила туда и обратно только для того, чтобы взрослым
и детям села Малая Соснова было чем себя занять в свободное время. В
сельской библиотеке в то время было не очень много новомодных
фантастических романов, боевиков, детективов и дамских романов.

И еще я видела, как после каждого семинара мама суетилась в библиотеке,
все что то переделывала, писала какие то бумаги и все время перечитывала
свою семинарскую тетрадь.

Учеба

Однажды маме сказали, что надо выучиться на библиотекаря, иначе на ее
место может прийти любой другой человек со специальным образованием.
Она сильно переживала по этому поводу. Ведь столько всего было уже
сделано и так много еще не сделано. Да и расставание с семьей было ужасно,
пусть даже на несколько недель.
У нас было огромное хозяйство: корова, телята, свиньи, мелкий скот, огород
с длинными ровными грядками и картошкой. С тяжелым сердцем мама
уезжала от нас, а мы обещали, что за всем доглядим и даже распределяли
между собой обязанности.

В течение трех лет, два раза в году мы провожали нашу маму на сессию и
встречали. Считали дни и часы до ее приезда. Заранее готовились к встрече.
Я мыла в доме пол, брат наводил порядок во дворе, папа управлялся со
скотиной и топил баню. Мы ждали маму, бежали к окну, как только слышали
за окном звук подъезжающей машины.

В перерывах между сессиями, особенно перед их началом мама подолгу
сидела ночами на кухне, чтобы не мешать нам. Она писала контрольные
работы, зарывшись в ворохе книг, журналов и тетрадей. И когда, наконец,
мама сдала госэкзамены в Пермском колледже искусств и культуры, я
спросила: «Теперь ты настоящий библиотекарь?», и она ответила: «Да,
теперь я точно библиотекарь, а не выдавальщик книг!».

Работа в Центральной детской библиотеке села Большая Соснова

По окончании колледжа мама перешла работать в Центральную детскую
библиотеку села Большая Соснова. Потом был переезд всей нашей семьи на
новое место жительства. Я стала замечать, что здесь маме больше нравится
работать. Здесь она может более полно реализовать свои творческие способности.

Мне нравится приходить в детскую библиотеку, когда мама обслуживает
детей за кафедрой. Потому что всех и всегда в первую очередь встречает ее
приветливая улыбка. А сколько интересного и познавательного успевает
сказать читателю: порекомендовать какое ни - будь произведение, осторожно
напомнить о бережном отношении к книге или просто побеседовать с ним о
читательских интересах.

А еще моя мама всегда умеет быть любым литературным героем: Незнайкой,
Почтальоном Печкиным, Феей Книгочеей и Бабой Ягой. Роль Бабы Яги она
всегда играет по-разному, в зависимости от сценария. Ее героиня иногда
бывает глупой, иногда вредной, но чаще любопытной. Однажды Баба Яга
собрала вокруг себя кучу детей и подростков и у них на глазах бросила
курить, а случилось это на Дне здоровья в библиотеке. Так большинство
присутствующих решили: лучше читать, чем курить.

Возвращаясь к своей обычной роли - библиотекаря, мама никогда не сидит
без дела. Оформление библиотеки - одно из любимейших ее занятий.
Шрифты для заглавий выставок, цитаты, рисунки, мама находит в книгах.
Прежде чем ее выставка разместится на выставочном стеллаже, она
приобретет свой начальный вид на бумаге в виде макета, вплоть до аксессуаров.

Хочется упомянуть и о других маминых заслугах - победах на краевых
конкурсах «Лучшая читающая семья Прикамья». Два года подряд семьи из
Большесосновского района занимают первые места. Мама работает с этими
семьями, уделяет много внимания по составлению семейных творческих
работ, дает ценные советы, как по оформлению, так и их написанию. Вообще
в последнее время работа семьей стала неотъемлемой частью маминой
работы. На базе ЦДБ открылся Центр молодой семьи, где мама также
успешно развивает свою творческую деятельность.

Профессия библиотекаря многогранна настолько, что требует выполнения
даже тех задач, которые не очень нравятся библиотекарям. Вот и мама
занимается писательской и сочинительской деятельностью, которую не
считает своим коньком. Часто пишет сценарии своих мероприятий.
Периодически выходят в районной газете ее статьи о библиотечной работе. А
еще она немного «увлекается» стихотворчеством. Вместе со своей
сотрудницей они оформляют яркие, всегда привлекающие внимание
фотостенды, где обязательно присутствуют комментарии в виде забавных
четверостиший. Кстати, иногда мама возвращается к своей несбывшейся
мечте стать фотографом. Она делает снимки для стендов и конкурсов.

Можно бесконечно перечислять все то, чем занимается моя мама на работе.
Бывает и дома успевает прихватить часть времени для библиотечной работы.
Она такая, какой я помню ее всю жизнь: все - что - то пишет, что - то
собирает, что - то хранит, что - то изобретает. Словом, она и есть тот самый
библиотекарь.

Послесловие
Я не перестану удивляться тому, как преданно и беззаветно моя мама -
простой библиотекарь отдает всю себя библиотечному делу. Она гордится
своей профессией, считает ее благородной и нужной обществу.

И я, будучи студенткой первого курса Пермской медицинской академии
имени Вагнера, полностью разделяю свои чувства. Ведь нам так нужны
тихие, умные, добрые библиотекари, люди скромной творческой профессии.
Они - наши главные советчики и помощники в добывании самой нужной,
самой полезной, самой интересной информации в огромном мире
литературы.

Благодаря их помощи, усердию и трудолюбию мы становимся людьми,
полезными обществу. Все кто был студентами, должны помнить, какую
реальную помощь и поддержку оказывают нам простые добрые
библиотекари. Все эти слова я адресую, в первую очередь, маме. Для меня
она пример во всем. О таких говорят: «Преданный профессии человек».

Время идет вперед. В библиотеке появилась возможность виртуального
общения с книгой, с фондами других библиотек. Я не скажу, что это не
удобно или не интересно. Но все - таки нам никакой компьютер, никакой
виртуальный библиотекарь не заменит живого общения с обычной книгой, с
умным человеком, с которым можно попросту побеседовать о книгах.
Остается надеяться, что благодаря таким людям, как моя мама профессия
библиотекаря будет процветать, а виртуальность останется в поддержку тем,
кто экономит свое время. А я, как человек, выросший на книгах, буду предана
им всегда.
Надеюсь и ты, уважаемый читатель, согласишься со мной!

Э.Ю. Уросова

Комментариев нет:

Отправить комментарий