«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

Обращение к коллегам

Где живет ушастый ёж,
На кого жираф похож,
Что такое "комплимент",
Как отклеить клей "Момент",
Где скитался Марко Поло,
Кто придумал эту школу,
Что надеть на дискотеку -
Знает ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ! 

Уважаемые библиотекари, берегини книжных сокровищ!
Кто вы? Хранители мудрости? Няньки или  советники? Скоморохи или затейники?
Думаю, что всё это вместе взятое и есть школьный библиотекарь. Хотя ко всему выше сказанному можно было бы добавить  еще не одно определение.....
Школьный библиотекарь?! Почему-то непроизвольно ставлю в конце предложения два знака. Какой он сегодня? Какой он завтра!
А что больше относится ко мне? Знак вопроса или знак восклицания. Надо подумать. А может, просто это повествовательное предложение и надо поставить на конце точку. Но почему-то точку ставить не хочется. Это так скучно.
Почему-то раньше не было времени задумываться об образе библиотекаря, он создавался сам.
Библиотекарь показывал ценность книги, ценность читающего ребенка. Библиотека была  неотъемлемой  частью  школы.
Но быстро стал меняться мир. Стали меняться дети. Надо меняться и нам.
Мы, библиотекари, столько сделали добра для детей за те десятилетия!
 И дети были благодарны нам, дарили книги с надписью «Любимому библиотекарю», а значит, тянулись к нам. Мы жили на энтузиазме, скрашивали жизнь своей кипучей энергией. Но это было раньше.
А теперь? Наша профессия вдруг стала не престижна. Стали уважать профессии денежные. Так возникает вопрос: почему наша профессия не денежная? В любой деятельности важно иметь мотивацию работать лучше. Нам тоже нужен стимул. Моральный и материальный.
Выработка объективных критериев оценки труда школьного библиотекаря.
Наш багаж знаний, умений, навыков не нужен?
Мы свои знания, опыт, талант уже не можем продать на современном рынке труда? В своей библиотеке? А, как говорится, душевность не продается. Может, поэтому про нас и забыли. Или забыли потому, что библиотекарь живет в своем кругу книжных друзей,  молча выполняет свои многочисленные обязанности? Например, ведет огромную работу с учебниками. Пишет программы развития библиотеки, работает на компьютере, участвует в различных профессиональных конкурсах, конференциях.
А информационная и просветительская работа в школе? Мы живем в гуще всех событий школьной жизни. Вся новая информационная база документов, информационная среда находятся здесь.
Процессы модернизации образования и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий оказывают значительное влияние на библиотечные учреждения. Хотим мы того или нет, роль специалиста в области средств информации меняется. Следует не только принять этот факт, но и, исходя из него, определить свою профессиональную позицию.
Победное шествие новых технологий меняет роль библиотекаря: «хранитель книг» становится «специалистом в области информационных ресурсов».
Не стоит сразу отказываться от своих традиционных функций, но игнорировать новые условия, возможности и обстоятельства работы тоже нельзя.
Попробуем разобраться в том, как изменения в школе влияют на библиотеку.
Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.
Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.
В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.
Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности,
Специалист по работе с информацией
Библиотечные специалисты оказывают помощь школьникам, учителям, администрации. Они обеспечивают и регулируют доступ к информации внутри и вне библиотечного центра.
Ориентируясь на новейшие, в том числе электронные технологии, сотрудники библиотеки вместе со специалистами по электронным ресурсам осваивают это новое пространство, обращая внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов.
 Педагог
Библиотечный специалист работает со школьниками, учителями, администраторами, родителями.
Библиотекари непрерывно анализируют образовательные и информационные потребности учителей. Учитывая запросы педагогов, библиотекари знакомят их с руководящими материалами, новыми технологиями и методиками.
Библиотекари развивают интерес школьников к обучению, предлагая широкий выбор информационных источников. Сотрудники библиотеки призывают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, чтобы иметь собственное мнение. 
Партнер – член педагогического коллектива
Библиотекарь должен разделять педагогические взгляды на образовательный процесс и его потребности.
Взаимодействие библиотечного специалиста с учителями проходит в нескольких направлениях одновременно:
– уроки (содействие в развитии учебных программ);
– курсы и факультативы (расширение кругозора и формирование информационных потребностей школьников);
– классное руководство и воспитательная работа (совместная разработка мероприятий, предоставление необходимых информационных ресурсов).
Использование новых технологий (включая Интернет)
Технологии – это доступность, простота, целесообразность и эффективность работы. Мы уже говорили о том, как важно библиотекарю принять роль лидера в использовании образовательных информационных технологий. Причем эти самые технологии должны быть непременно объединены с учебными программами и курсами.
Возможность профессионального роста

Новая роль библиотеки в образовательном процессе требует непрерывного обучения штата. Работникам библиотеки необходимы новые идеи и профессиональный рост. Библиотечные специалисты должны знакомиться с ключевыми тенденциями развития профессии.
Библиотекарь, вооруженный знаниями, не станет называть свою профессию "скромной" или "неза­метной", так как это мнение — вопиющая, хотя, увы, распространенная ошибка.
Настоящий библиоте­карь знает, что без библиотек, являющихся фунда­ментом культуры, развитие цивилизованного обще­ства просто остановилось бы. Ни образование, ни здравоохранение, не говоря уже о хозяйстве, техно­логии, природопользовании, не могут развиваться без наших учреждений. Книги, в широком смысле слова все то, что мы называем информацией, нужны всем. Профессия наша, как и дело, которому мы слу­жим, — одни из самых необходимых. Если, конечно, не ограничиваться "записыванием выданных книг"...  
Работать профессионально — значит владеть ал­горитмами решения любой сложной задачи, знать, куда посмотреть, как вести читателя (и делать это незаметно для него). Часто говорят, что для библиотекаря главное — любовь к книге. А дело — не в люб­ви. Библиотекарю книги надо знать. Библиотекарь-профессионал прежде всего любит дело, которым он занимается, свое учреждение, в котором трудится, переживает радость от общения с людьми, которым он оказался  полезным.
И если все обстоит именно так, то библи­отека начинает притягивать, и люди идут в нее с удовольствием, становясь не только читателями, но и близкими друзьями. 
Личные способности и отношение к профессии
Тема деликатная и непростая (впрочем, как и все остальные), обсуждать и комментировать ее сложно.
Имидж библиотечной профессии. Имидж библиотекаря. Имидж школьного библиотекаря. Что такое имидж? Образ? Но имидж не равен образу. Имидж - это тот образ, к которому имеется отношение. Имидж отражает впечатление, которое производит его носитель. Но впечатление - это бытовой, а не научный термин. Итак, все-таки имидж - это мнение. Ваше мнение о данном человеке, о данной профессии. Написала и задумалась: а есть ли вообще проблема имиджа библиотечной профессии? Как же это определить?
 Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке.
Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии школьного библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии. Кто как не библиотекари, школьные библиотекари ежедневно общаются с огромным количеством людей?
Смело можно говорить о том, что они - публичные люди.
Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина).
И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Удивительная психологическая особенность русского человека, такой «комплекс Емели» - не прилагая усилий, изменить свою жизнь к лучшему.
Но чудес не бывает. Чтобы изменить мнение о себе, нужно меняться самому. Потому что об имидже школьных библиотек будут судить по имиджу каждого из школьных библиотекарей. И если хотим, чтобы у директора школы, учителей была готовность в восприятии школьного библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи учебников», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.
Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.
Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы.
Я считаю, что реклама одно из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах.
Необходимо создание фирменного стиля в каждой школьной библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
И, наконец, самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе школьных библиотек медиатек.
 Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении школьных библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного школьного библиотекаря.
Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные школьные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.
Ведь только личности могут что-то изменить в этом мире, в том числе и библиотечном. Только личности смогут доказать власти необходимость и важность работы современных школьных библиотекарей, лоббировать их интересы на государственном уровне, поднять его на международную высоту.
Главное - не опускать планку
Поэтому предлагаю вашему вниманию совершенно субъективные вопросы относительно личного восприятия профессии и себя в ней.
– Нравится ли мне двигаться вперед?
– Хочу ли я совершенствоваться в профессии, узнавая новое?
– Хочу ли я пробовать это новое?
– Достаточно ли у меня творческого подхода к делу?
– Хватает ли у меня решимости для экспериментов и инноваций?
– Получаю ли я удовольствие, помогая учителям и ученикам?
– Страшат ли меня перемены?
– Есть ли у меня собственные идеи относительно дальнейшего развития библиотеки?
Пожалуй, только ответив положительно на все вопросы, кроме предпоследнего, можно работать дальше. 
Моральная поддержка и престиж
Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелаем себе, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде.
Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиоте­кой в их жизни; именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек;
• школьная библиотека является необходи­мым ресурсом образования, поэтому библио­текарь — педагог, а не технический «выдавальщик книг»;
• только школьный библиотекарь способен приобщить ученика к информационной культу­ре, указать ему путь в информационное обще­ство и общество знаний.
 Школьный библиотекарь, наряду с узкопрофессиональными знаниями, должен обладать высокой эрудицией, быть хорошим организатором, уметь владеть детской аудиторией, разбираться в педагогике и школьной психологии.
Национальный проект — это стремление вперед, определение своей планки возможностей.Это интерес и творчество. Определение лидеров. Я рада, что кто-то сможет проявить себя и принять участие в этом приоритетном проекте. Жаль, что не могут в этом принять участие школьные библиотекари.  Нас даже  не включают в национальный проект «Образование».
Конечно, сейчас нас это уже  не удивляет. Нам не повышают зарплату до достойной, не увеличивают отпуск... Сплошные «не». Хотя в последнее время много об этом говорят, но «воз и ныне там».
 А так иногда хочется  поделиться своей радостью и опытом работы не только с коллегами, но и со всем педагогическим сообществом.
И, подводя итог, какой же знак мы с вами поставим после предложения  «школьный библиотекарь, какой он» .
Думаю, что для нас это предложение  восклицательное!
Мы живем достойно при любых переменах.
Хотелось, чтобы власти поняли нас.
Насколько образованным и культурным сегодня станет юное поколение, во многом зависит и от библиотек, и от библиотекаря.

«Вы – главные люди в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего,  вы, библиотекари»

Д. С.Лихачев.